Главная » Орехи » Какие свойства полезных ископаемых

Какие свойства полезных ископаемых

Богатый месторождениями горный массив нуждается в исследованиях

Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твер­дость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Цель: Систематизация имеющихся у обучающихся знаний о полезных ископаемых.

Задачи: 1.Закрепить знания о видах горных пород; формировать у обучающихся умения привести примеры использования горных пород и минералов человеком.

2. Развивать умения заполнения таблиц; развивать логическое мышление;

3. Продолжить воспитание аккуратности при работе в тетради.

Оборудование: образцы горных пород, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.

Практическая работа «Изучение горных пород по образцам».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Устный опрос. Один ученик отвечает у доски, второй по ходу ответа показывает названные горные породы в коллекции.

Рассказать по схеме, какие бывают полезные ископаемые.

2. “Диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “диктую название полезных ископаемых, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову горючие, 2 раза строительные, 3 раза п. и., из которых получают металлы.

3. Расшифруй в таблице слово.

i

ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ Voltex ®, BENTOMAT ®, Waterstop RX101 ®, REDSTOP ®.

Исследование, работа в статичных группах.

Осуществление исследовательской деятельности. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов и подготовка презентации.

Презентация результатов исследования.

Постановка проблемы к следующему уроку.

Подведение итогов.

Организует эмоциональный настрой учащихся на работу .

Открывает на интерактивной доске задания из программы «Уроки Кирилла и Мефодия» (загадки).

Выдаёт карточки с названиями для игры «Разведчики»

Открывает на интерактивной доске задания из программы «Уроки Кирилла и Мефодия».

Даёт задание прочитать в учебнике 1 и 2 абзац.

(С. 22 , «Свойства полезных ископаемых» пятое заседание клуба)

Предлагает предположить, что будет происходить на уроке, цели и задачи, план действий.

- Что мы должны узнать во время исследования об этих полезных ископаемых?

-Где мы найдём подсказку как исследовать свойства?

-Из какого источника вы найдёте информацию о месторождениях?

-Откуда вы можете взять информацию о применении этих полезных ископаемых?

Заранее раздаёт каждому ученику карточки с номерами.

Сообщает каждой группе об объекте исследования.

Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт ситуацию успеха. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.

Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, давая возможность группам оценить свою работу, подводит итоги работы каждой группы.

Учитель проводит блиц-опрос для групп, называет свойство горной породы, а группа, узнавшая свой объект исследования - встаёт.

Мотивирует учащихся на дальнейшее изучение через мини-опрос «Я узнал о том, что…»

Предлагает заполнить листы самооценки каждому учащемуся.

Предлагает проиллюстрировать наглядно эмоциональный настрой от урока «Гора самоцветов»

Спрашивает учащихся об их впечатлениях от урока.

Хоровое проговаривание, внутренний настрой на урок.

Отгадывают загадки.

Распределяют полезные ископаемые в 2 группы: магматические и осадочные по способу происхождения.(игра «Разведчики»)

Распределяют их в 3 группы по их применению: рудные, топливные, строительные.

Дети читают текст учебника, высказывают предположения о теме урока («Исследование свойств полезных ископаемых»..

Высказывают предположения о задачах урока. Совместно составляют план работы..

Делятся на группы в соответствии с номером на карточке.

Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают форму и способ презентации предполагаемого результата.

Учащиеся работают над исследованием: осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации с использованием различных источников;

самостоятельно выполняют опыты, консультируясь по мере необходимости с учителем и товарищами по группе.

Оформляют отчёт. Анализируют готовый продукт.

Презентуют результаты исследования. Дают оценку деятельности своей группы (Соответствует ли их выступление плану? Довольны ли своей работой?).

Отвечают на вопросы блиц -опроса (встают всей группой, если узнали свою горную породу). Весь класс контролирует правильность ответа группы.

Отвечают на вопросы в таблице и делают вывод: о том, что полезные ископаемые надо беречь, на уроках ещё не говорили. Это и будет темой следующего урока.

Заполняют листы самооценки, где оценивают свою работу и работу группы в целом.

Выбирают «самоцветы» по цвету настроения и наклеивают их на 1 лист. Делятся своими впечатлениями от урока: что понравилось, что не понравилось…

Интерактивная доска, ноутбук, диск с программой «Уроки Кирилла и Мефодия. Окр. мир. 4 класс»

Карточки с названиями полезных ископаемых.

диск с программой

«Уроки Кирилла и Мефодия. Окр. мир. 4 класс»

Учебник, карта Владимирской области в электронном виде

На доске план:

Признаки полезных ископаемых[править | править вики-текст]

Отдельными примерами поисковых признаков полезных ископаемых, без разделения на прямые и косвенные, являются:

  • Минералы — спутники рудных месторождений (для алмаза — пироп, для рудного золота — кварц и пирит, для платины нижнетагильского типа — хромистый железняк и пр.)
  • Их присутствие в перенесенных обломках, валунах и т. п., попадающихся на склонах, в ложбинах, руслах водотоков и пр.
  • Прямое наличие в горных обнажениях, выработках, керне
  • Повышенное содержание их элементов-индикаторов в минеральных источниках
  • Повышенное содержание их элементов-индикаторов в растительности

При разведке найденного месторождения, закладывают шурфы, проходят канавы, разрезы, бурят скважины и др.

Какие свойства полезных ископаемых

С. 12

1. Введение

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».   

Л.Н. Толстой

 В Законе РФ «Об образовании» сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.         Приоритетной задачей образование становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности.

Деятельность – это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс (Большая Советская Энциклопедия).       Система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей.       Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности.       Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, — будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития — учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

По мнению А.Г. Асмолова,  «процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно — деятельностный» подход в образовании!».

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.  Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Цели изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе :

• формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Предмет окружающий мир помогает реализовывать  задачи:

1) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

2) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

II. Проект урока окружающего мира (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Тема урока:  Свойства полезных ископаемых                

Цели:        

- образовательная:  создание условий для формирования способа   изучения свойств полезных ископаемых;

-развивающая: развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;

- воспитательная: формирование коммуникативной культуры.

 

 Средства обучения:  учебник, рабочая тетрадь, карта «Полезные ископаемые»; предметные картинки: «Добыча каменного угля», фломастеры,

исследовательская карта , карточки с условными знаками полезных ископаемых, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.

                                                   ХОД   УРОКА

  I. Эмоциональный настрой

- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть.

- Нас ждёт много интересной работы. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и новые открытия. Я желаю, чтоб на уроке вам сопутствовала удача, сопровождал успех, чтобы вы могли помочь друг другу и тогда у нас всё получится.

II. Актуализация знаний учащихся. Мотивация

2.1 Беседа

- Чтобы человеку построить дом, что необходимо иметь? (песок, цемент, известняк); 

- Чтобы сделать машины, станки, необходимы ( медь, алюминий) ;

- Из чего делают трубы, рельсы? ( чугун, сталь)

- Как мы назовём это одним словом? (полезные ископаемые)

- Почему их называют полезными ископаемыми? ( Полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь).

 Учитель: Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

            Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

             Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.

   - Назовите из предложенных значков, обозначающих полезные ископаемые те, которые вы знаете, что добывают в нашем регионе?   (,

Презентация на тему: Свойства полезных ископаемых

№ слайда 1Описание слайда:

Свойства полезных ископаемых Презентацию подготовила Ветрова ВикторияУченица 3 класса филиала в п. Жемчужный МОУ Чакинской СОШРжаксинский район Тамбовская областьРуководитель : Игнатьева Людмила Владимировна

№ слайда 2Описание слайда:

Полезные ископаемые Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Какие свойства полезных ископаемых
№ слайда 3Описание слайда:

гранит Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный. основное свойство – прочность. Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

№ слайда 4Описание слайда:

Железная руда Железные руды — природные минеральные образования, содержащие железо и его соединения.Твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.

№ слайда 5Описание слайда:

каменный уголь Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах.

№ слайда 6Описание слайда:

торф Торф— горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета. Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции. Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Добывается на болотах..

№ слайда 7Описание слайда:

глина Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета. Используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды. Встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой.

№ слайда 8Описание слайда:

известняк Известняк — широко распространённая осадочная порода, образующаяся при участии живых организмов в морских бассейнах. У известняка нет блеска, он обычно белого цвета. Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур. Известняк используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

№ слайда 9

нефть Нефть является одним из важнейших для человечества полезных ископаемых.

№ слайда 10Описание слайда:

алмаз Алмаз — редкий, но вместе с тем довольно широко распространённый минерал. Промышленные месторождения алмазов известны на всех континентах, кроме Антарктиды. Известно несколько видов месторождений алмазов. Уже несколько тысяч лет назад алмазы в промышленных масштабах добывались из россыпных месторождений.

№ слайда 11Описание слайда:

загадки На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает из спички. (Газ) Покрывают им дороги,Улицы в селении, А еще он есть в цементе,Сам он – удобрение. (Известняк ) Росли на болоте растенияСтали топливом и удобрением. (Торф) Этот мастер белый-белыйВ школе не лежит без дела:Пробегает по доске,Оставляет белый след. (Мел)

№ слайда 12Описание слайда:

Без нее не побежитНи такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги,А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина) Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг:Дома, ступени, постаментыКрасивы станут и заметны. (Гранит) Он очень нужен детворе,Он на дорожках во дворе,Он и на стройке, и на пляже,Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

№ слайда 13Описание слайда:

Список используемой литературы 1. Мирлин Г. А., Минеральные богатства России, М.: ИНФРА - 2005г, - 2. Смирнов В.И.Геология полезных ископаемых, М., "Недра", 2003г. –

№ слайда 14

Смотрите также