Главная » Животные продукты » Свойства полезных ископаемых 3 класс

Свойства полезных ископаемых 3 класс

Скелет

Познание мира 3 б класс (открытый урок)

Тема: Полезные ископаемые

Цель: Познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их некоторыми свойствами Развивать умение выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умение обобщать, классифицировать; владеть монологической речью. Воспитывать бережное отношение к природе и учить экономно использовать богатства нашей планеты.

Оборудование : карточки, тесты, видео фильм, ИКТ

Ход урока:

1. Организационный момент.«Круг радости».

- Я желаю вам добра, мы желаем вам добра, мы желаем всем гостям добра.

И урок нам начать пора.

Сегодня мы отправимся в геологическую экспедицию.

Вы ребята геологи.

Кто такие геологи?

Геологи - это люди, которые изучают богатства Земли

2. Чтобы определить тему урока, вы должны ответить на вопросы тестов, которые я сейчас раздам. (раздаю)

1. Природа - это то:

П) что окружает человека, но не сделано его руками

Р) что окружает человека С) что сделано руками человека

2. Тела природы могут быть:

М) красивыми, полезными, живыми Н) металлическими, деревянными

О) твёрдыми, жидкими, газообразными

Л) веществ М) воды Н) частиц

4. Изменения, происходящие в природе, называются:

Г) осадками Д) выветриванием Е) явлениями

5. Способ познания и исследования природных тел, явлений:

Ж) изучение З) опыт И) наблюдение

6. Опыт также называется:

Н) эксперимент О) экспресс П) экскурсия

7. Прибор, при помощи которого определяют стороны горизонта:

Ы) компас Э) термометр Ю) флюгер

8. Сколько основных сторон горизонта:

Г) 2 Д) 3 Е) 4

Тест № 2

З) это изображение предмета таким, каким ты привык его видеть

И) это вид предмета сверху

К) это вид предмета сбоку

2. Как называется число, которое показывает, во сколько раз уменьшены настоящие расстояния на чертеже?

П) план Р) рисунок С) масштаб

3. На физической карте изображают:

К) поверхность земли Л) области, государства с их границами

М) леса, степи, пустыни и другие природные зоны

4. На физической карте изображают тёмно-коричневым цветом:

Н) возвышенности О) горы П) равнины

5. Кружочками на карте обозначают:

О) столицы П) города Р) деревни

6. Если посмотреть на карту, то её нижняя сторона:

А) юг Б) запад В) север

7. Самый распространенный газ в воздухе:

Д) углекислый газ Е) азот Ж) кислоро

8. Скорость ветра и его направление определяют с помощью:

Л) компаса М) флюгера Н) термометра

9. При повышении температуры воздух:

Ы) расширяется и увеличивается в объеме Э) сжимается и уменьшается в объеме

10. О чём говорит то, что свеча, накрытая стаканом, быстро гаснет?

Г) о том, что воздух сжимаем и упруг

Д) о том, что воздух бесцветен и безвкусен

Е) о том, что воздух поддерживает горение

Пока мы формулировали тему, и цель урока повторяли, мы пришли к месторождению нефти вот здесь я предлагаю вам провести исследовательскую работу.

3. Практическая работа.

Я сейчас раздам вам таблицы, которые вы должны заполнить по схеме1 группа

Название полезного ископаемого

Для себя и для друзейК новым знаниям скорей!

– А теперь улыбнитесь нашим гостям, своим друзьям. Садитесь.

-Дежурный, расскажи о погоде на сегодняшний день.

- Вот план нашего урока. с какими пунктами плана вы не согласны? ( схематически–картинный)

- Рефлексия ( оценивание) переставить в конец.

.

Полная готовность класса к работе

2

Мотивация и актуализация знаний

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации

- Приветствую вас на заседании клуба «Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

- Что изучают геологи? Работа с кластером

-Что такое полезные ископаемые?

- Какие бывают полезные ископаемые? - Что познавательного вы узнали о нефти? минеральной воде? природном газе? - Какие знаете драгоценные металлы? Их используют только как украшение?

- Существует другая классификация:

горючие, рудные, …. ( строительные)

- Как называется 3 группа, мы узнаем на уроке и приведем примеры. Постараемся ответить на проблемный вопрос: почему эти полезные ископаемые так называют?

-Ребята, человек активно использует полезные ис­ко­па­емые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ис­ко­паемых.

- Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?

1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.( песок)

2. Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. (глина)

3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)

4. Он очень прочен и упруг, С известняком он родственник Бывает серый,красный,желтый,белый В метро, дворцах он превосходный. (мрамор)

- Молодцы! Оцените свою работу на этапе повторения изученного материала

-Роль председателя (П) заседания сегодня отводится _____________

- Какая тема нашего заседания?

-Работать будем в 2 группах, которые мы создали заранее.

- Члены клуба прислали нам задание. Прочитай его председатель.

Геолог.

- Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.

-Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд.

- Твердые (торф, песок, гранит, алмаз…) , жидкие ( нефть, минеральная вода), газообразные (природный газ)

-Рудные- содержащие металлы

цветных (медь, цинк, свинец, алюминий)

Дети отгадывают загадки.

П: Тема пятого заседания клуба «Свойства полезных ископаемых»

П: -Подготовить сообщение о свойствах извест­няка, мрамора, глины, песка и их использовании.

Активность познаватель­ной деятель­ности учащих­ся на последу­ющих этапах; эффек­тив­­ность вос­при­­ятия и ос­мыс­ления но­во­го материала; по­нимание учащимися практической значимости изучаемого материала

3

Постановка учебной задачи, разработка плана действий

Гимнастика для глаз

-Какая общая цель стоит перед участниками заседания?

- Давайте определим задачи заседания.

У: -Изучить свойства полезных ископаемых.

Председатель вывешивает сформулированную цель на доску.

Правильная постановка цели урока, разработка плана действия

-Добавьте слова из предло­жен­ного задания в незакон­ченные предложения.

Учащиеся добавляют слова, председатель крепит на доску и читает задачи.

-Ребята, вы пред­ставите результаты прак­ти­ческой деятельности в таб­ли­це, подготовите сообщение.

1.Определить … полезных ископаемых. (свойства)

3. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании)

  1. Составить … (сообщение)

4

Общий инструктаж

Показать необ­хо­ди­мость приме­не­ния инструкции при выполнении данной практи­чес­кой работы

Подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника. -Правила работы с оборудованием вы знаете. Инструкция на стенде.

П: -Каждая группа получила:

- план проведения опытов (Приложение №1),

- памятку по составлению сообщения (Приложение №2),

- таблица для заполнения (Приложение №3),

- картинки для оформления коллажа.

Добыча полезных ископаемых на Луне

- Вспомните, в чем залог успеха работы группы?

У: -Необходимо правильно распределить работу.

У: -Будем выслушивать мнение каждого.

У: -Следовать плану и следить за временем

5

Исследования в группах

В ходе опытов выявить свойства известняка, мра­мора, глины, пес­ка; представить результаты в таб­лице; подготовить сообщение.

Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности

Оценитесвою работу в группе по критерию: умение договариваться, в ходе опытов выявлять свойства полезных ископаемых.

Председатель присоединяется для работы к своей группе.

Оценивают свою работу по критериям.

Организованная работа в группах

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

- Одни из богатств находятся на поверхности, другие спрятаны глубоко под землёй.

- Как вы думаете, о каких богатствах пойдёт речь? Как можно их назвать?

Ученики. Полезные ископаемые.

Учитель. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите сочетание «полезные ископаемые». (Иными словами, назовите мне слова или словосочетания, которые возникают в памяти при произнесении сочетания «полезные ископаемые». )

Ученики. Высказывают предположения (появляется схема на слайде)

Учитель. Ребята, по этой схеме видно, что вы уже имеете представление о полезных ископаемых. А сегодня мы познакомимся с их свойствами.

Скажите, какую цель мы должны поставить перед собой?

Ученики. Узнать, какими свойствами обладают полезные ископаемые.

Учитель. Итак, цель, которая перед нами стоит - познакомиться со свойствами полезных ископаемых, а также узнать, почему полезные ископаемые играют важную роль в жизни человека.

Весь материал - смотрите архив.

Ссылка для скачивания появится здесь через 60 секунд.

Внимание! Учителям и координаторам!

Идет регистрация на самые масштабные международные дистанционные олимпиады

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.

-Как назвать все эти отгадки?

- Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

На доске и в тетрадях тема: «Полезные ископаемые».

Слайд 2

III. Работа по теме урока.

-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.

Слайд 3-7

Железная руда. Свойства, цвет, использование.

Слайд 8-10

Нефть

Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс,  красителей и др.

Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота?

В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля — ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он — практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам — авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам — дизельное топливо, кораблям — мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.

Из нефти делают типографские краски — значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они — продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии — вот что такое мир без нефти.

Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей — все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.

Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир — это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

Слайд 11-13

Гранит

Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Слайд 14-15

Каменный уголь

Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение  угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Слайд 16-18

Известняк

Свойства полезных ископаемых 3 класс

Осадочная горная порода органического,  происхождения. состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.

Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.

Обжиг известняка даёт негашёную известь - древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.

Слайд 19- 22

Глина

В смеси с водой глина образует тестообразную  массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Техническая керамика - большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства

Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств

В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата

Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Слайд 23

Работа в рабочей тетради на печатной основе  с. 26№2,3,5.

Д/з стр.27 №4,6.

  1. Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс. Часть 2., М. : Просвещение, 2006.
  2. Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс. Часть 2., М. : Просвещение, 2008.
  3. Л.И Рудченко. Мир вокруг нас. 3 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Свойства полезных ископаемых ископаемые 3 класс

№ слайда 1Описание слайда:

Свойства полезных ископаемых ископаемые Урок окружающего мира 3 класс презентация к уроку учителя начальных классов Головановой Татьяны Геннадиевны

№ слайда 2Описание слайда:

Гранит Грани т (итал. granito,  — зерно) —Состоит из кварца, калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.

№ слайда 3Описание слайда:

Природный газ Природный газ - это смесь нескольких газов, образовавшаяся в глубинах земли из-за разложения осадочных органических пород Чистый природный газ не имеет цвета и запаха..

№ слайда 4Описание слайда:

Нефть Нефть (греч. ????? — вспыхивать, воспламеняться) — горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых

№ слайда 5Описание слайда:

Железная руда 1.Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное ископаемое. 2.Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный, ржавый красный. 3.Железную руду используют для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых ресурсов для изготовления стали.

№ слайда 6Описание слайда:

торф Торф (нем. Torf)  горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот.

№ слайда 7Описание слайда:

Каменный уголь У голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

№ слайда 8Описание слайда:

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Твердые: (гранит, песок, руда) Жидкие: (нефть, миниральная вода) Газообразные: природный газ

№ слайда 9Описание слайда:

Известняк Известня к — осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.

№ слайда 10Описание слайда:

Свойства известняка Камень Состоит из частичек скрепленных между собой белого ил светло-серого цвета Тяжелее воды Плотный Растворяется под действием уксусной кислоты

№ слайда 11

мрамор Мрамор- продукт перекристализации известника,состоит из мелких частичек

№ слайда 12

Свойства мрамора Камень Твердый и плотный Различной окраски Состоит из отдельных блестящих зернышек Хорошо полируется

№ слайда 13Описание слайда:

Глина Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

№ слайда 14Описание слайда:

Свойства глины Мягче стекла Пластична Плохо пропускает воду Имеет запах Состоит из мелких частичек. сильно скрепленных между собой

№ слайда 15

Применение Глина является основой гончарного, кирпичного производства.

№ слайда 16

песок Песок- это обломочная горная порода.

№ слайда 17

Свойства песка Тверже стекла Нет запаха Сыпучее вещество Хорошо пропускает воду Преимущественно желтый

№ слайда 18

Александр Боярский

Ученик

(105),

закрыт

1 год назад Софья ПоповаЗнаток (464) 2 года назад Гранит. Если мы рассмотрим кусочек гранита, то убедимся, что он состоит из множества зерен. Отделить их друг от друга нельзя. Это говорит о большой прочности гранита. Прочность - главное свойство гранита. Он хорошо полируется и после этого становится красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий. Известняк. Люди, которые добывают известняк в карьере, работают как бы на дне моря. Конечно, моря нет, но оно было в далеком прошлом, много миллионов лет назад. Морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены) . Особая разновидность известняка - мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок. Песок и глина. Песок и глина - очень распространенные полезные ископаемые. Мы знаем, что они образуются при разрушении твердых пород, например, гранита. Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла, только не желтый, а белый. Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью. Влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали твердыми. Их называют керамическими изделиями. Добывают глину в карьерах. Торф. Это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа. Он используется как топливо в жилых домах. Для этого его спрессовали в небольшие бруски - брикеты. На фермах торф служит подстилкой для животных. В торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов. Торф еще и хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества. Уголь. Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Причем сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Важное свойство угля - горючесть. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Добывают уголь в шахтах и карьерах. А перевозят в вагонах по железной дороге. Нефть. Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад, глубоко под землей. Нефть - густая маслянистая жидкость темного цвета. У неё резкий запах. Попадая в воду, она растекается тонкой пленкой по её поверхности. Нефть горюча. Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин) , смазочные масла, вазелин, различные краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления ткани. Нефть добывают из скважин. Бурят их очень глубоко и строят буровые установки. Сейчас наша страна экспортирует нефть во многие страны мира. Природный газ. По мнению ученых, природный газ, как и нефть, образовались из остатков растений и животных, которые когда - то жили на планете. Газ бесцветный, легкий, горит голубым пламенем, мы это видим дома, когда он горит в газовой плите. Природный газ очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.Остальные ответы

Смотрите также